Иоанн опускает события рождения, возрастания и воспитания Иисуса Христа, так как о них довольно сказано соучениками его, а ведет речь о Божестве Того, Кто вочеловечился ради нас. Цель его - показать, что Сын родился от Отца прежде веков (в вечности), чтобы в дальнейшем не возникло мысли, что Христос начал Свое бытие только тогда, когда родился от Марии.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Евангелист назвал Христа "Словом" (по гречески - "Логосом") не в простом (грамматическом) значении этого термина, а в смысле высшем (логическом), подразумевая выражение внутреннейшего существа Божия, что позволял греческий язык.
Выражение "в начале" (en arch) указывает на то, что бытие Логоса (Слова) совершенно не подчинено времени, как ему подчиняется всякая форма тварного бытия. Это значит, что Слово существовало ВНЕ времени и еще ДО времени как такового, - то есть в вечности. На это также указывает глагол "быть", который употреблен здесь в прошедшем несовершенном времени: он указывает на то, что Логос был уже в то время, когда тварному бытию еще только полагалось начало.
Почему Иоанн не сказал: в начале был Сын, но сказал: "Слово"? Это для того, чтобы мы в своем понимании не уподобляли рождение Слова человеческому образу рождения, но знали, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Сын рождается (в вечности) от Бога Отца бесстрастно. Еще назвал Его "Словом" потому, что Сын возвестил нам о свойствах Отца (подобно тому, как всякое слово объявляет настроение ума) и чтобы показать, что Сын так же вечен, как и Отец. Ибо как нельзя сказать, что ум бывает иногда без слова, так и Отец и Бог никогда не был без Сына.
И Слово было Бог.
Этими Словами Иоанн обозначает божество Слова. Слово не только божественно, но и есть истинный Бог. У Отца и Сына едино естество, как и едино божество.
2 Оно было в начале у Бога.
Сын, так как Он есть Слово, премудрость и сила Отца (1 Кор. 1:24), всегда был у Бога, ибо невозможно, чтобы Бог когда-либо был без Слова или премудрости, или силы. Сей Бог Слово никогда не отделялся от Бога и Отца. Он в начале, т. е. прежде всякого времени - вечно стоял в отношении к Отцу как совершенно самостоятельная личность, ничем по природе не отличающаяся от Бога Отца.
3. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть.
Что ни есть в сотворенной природе, все это получило бытие от Слова. Логос открылся в мире прежде всего как Творец его.
4 В Нем была жизнь, и жзнь была свет человеков.
Жизнь - это жизнь в самом обширном значении этого слова. Все области бытия почерпают в Логосе силы, необходимые всякому сотворенному существу. Слово не только сотворило, но Оно же и сохраняет жизнь сотворенного.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Ни смерть не преодолела Его, ни заблуждение людей. Ибо свет этот, то есть Слово Божие, непреоборим. Свет - Логос всегда светил и продолжает светить даже во мраке человеческого неведения и всякого развращения.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Свет истинный был в созданом Им мире, еще не воплотившись - и не был познан. Потом пришел - во плоти.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
«Свои» - это и весь мир, и Иудея, которую Он избрал местом Своего воплощения. «И свои Его не приняли» - и иудеи, и прочие люди, Им сотворенные. Будучи Ему своими, не все приняли Его, ибо Господь не привлекает никого насильно, но предоставляет на собственное усмотрение и произвол.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Верующие во имя Его – это те, которые приняли Слово и истинный Свет, и приняли верою, и обняли. Почему евангелист не сказал, что Он "сделал" их чадами Божиими, но сказал: "дал (им) власть" соделываться чадами Божиими? Потому что чадами Божиими христиане становятся постепенно, путем усиленной борьбы с остатками греховных наклонностей. Во многом от произволения самих людей зависит - стать чадами Божиими или не стать.
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Здесь евангелист точнее определяет, что значит быть чадом Божиим. Это значит быть в несравненно более близком общении с Богом, чем в каком пребывают дети со своими родителями. Духовное рождение от Бога дает человеку несравненно большие силы для жизни, чем обыкновенные родители передают своим детям.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца.
Божественное Лицо, Которое есть и Которое в Иисусе Христе стало человеком и "образом Бога невидимого" (2 Кор, 4:4), открыло людям благодать и истину невидимого Бога.
Логос стал плотью, т. е. человеком. При этом евангелист не дает ни малейшего намека на то, чтобы с воплощением Своим Слово потерпело какое-нибудь умаление в Своей божеской природе. Умаление касалось только формы существования, а не сущности. Логос как был, так и остался Богом со всеми божескими свойствами, и божеская и человеческая природы в Нем пребывали неслиянно и нераздельно.
По материалам толкований Феофилакта Болгарского и Толковой Библии под редакцией Лопухина.