Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Добрая и, вроде бы, простая традиция – у всех просить прощения. А ведь она порождает множество вопросов…
У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду?
Что прощают православные верующие друг другу в этот день?
Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире?
Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал?
И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах?
Что делать, если сил простить нет?
Ну что ж, попробуем разобраться …
Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.
Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей – как наших братьев и сестер – за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все – члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу – это одна из ключевых мыслей Писания.
Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей – в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.
Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент ‒ отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.
А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…
Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль.
Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения.
Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть».
Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.
Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?
– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.
Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.
К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.
Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.
Как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…
– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.
В чем тут дело?
А дело в том, что непрощение – это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.
А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на него давить, будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.
Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.
Надо себе напоминать, что с Богом возможно все…
Подготовлено по материалам сайта: https://www.pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-v-2022-godu/