Петров пост установлен Церковью еще в древние времена.
Но некоторым из нас непонятен смысл данного поста, люди сомневаются в его целесообразности и необходимости поститься.
Пост – это протест против греха, вызов тому образу жизни, который зиждется на грехе как основе. Это протест против самих себя: наших пагубных привычек, нашего бессилия, нашего безволия, страстных, неукротимых желаний.
Пост всегда радостен для человека, желающего духовно расти и развиваться.
Пост нужен нам, а не Богу – вот что следует понять. Это возможность проверить свои силы, укрепить волю, выпрямить искаженное и искривленное в нас.
Пост приближает нас к истине и раскрывает нам глаза на красоту. Пост утончает нас, делает восприимчивее ко всему светлому и прекрасному, несущему подлинную радость. И люди, которые отказываются от поста, лишают себя возможности соприкоснуться с тем волшебным и чудесным, что есть в нашей земной жизни, отголосками жизни вечной, неземной.
Петров пост – это еще одна возможность укротить и обнулить в себе все злое и язвительное, а все доброе и хорошее усилить и умножить. Главное – осознанный подход к посту. Пост для галочки бессмыслен. Он теряет свою ценность и превращается в банальную диету.
Учитывая, что с давних времен была возложена особая миссия на Петров пост как восполнение упущенного в Великий пост, то данному предписанию можно следовать и в наши дни. Это прекрасная возможность довести до ума начатое и незаконченное до Пасхи. Простить ближнего, измениться самому, помочь нуждающемуся, побороть зло и увеличить хоть на йоту добро, в первую очередь в своем сердце.
Петров пост - это еще и возможность не только пройти дорогой апостолов – пережить Воскресение Господа, Его Вознесение, ощутить единство Троицы, но и выполнить завещанное нам апостолами. В частности, наставление апостола Павла всем нам известное из Первого Послания к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Дай же нам Бог, пока еще есть время, все правильно осмыслить и осознать, чтобы ни самоослабление, ни самосожаление, ни какие-то другие внешние причины не увели нас с пути преодоления греха.
Митрополит Антоний (Паканич).